Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования г. Саяногорск Хромова Оксана Сергеевна ПРИНЯТО: Педагогическим советом протокол № 7_ «_8»_апреля_2016_г. Подписан: Хромова Оксана Сергеевна DN: OU=Заведующий, O="МБДОУ детский сад № 4 ""Чиполлино""", CN="Хромова Оксана Сергеевна ", E=chipollino4@mail.ru Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.16 10:37:25+07'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ детский сад № 4 «Чиполлино» _______________О.М. Баранникова Приказ № _59 от «_08_»_апреля_2016г. ПРИНЯТО: Советом родителей протокол № 5 «_06___»___апреля 2016_г. Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 1.Общие положения 1.1 Положение о системе оценки индивидуального развития детей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования г. Саяногорск (далее – ДОО) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: ▪ Федеральный закон от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, ▪ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155, ▪ Конвенция о правах ребенка, ▪ Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями) ▪ Устав ДОУ ▪ Образовательная программа дошкольного образования (далее –ОП ДО) 1.2 Положение разработано с целью выполнения требований ФГОС ДО к реализации ОП ДО, в ходе которой может проводиться оценка индивидуального развития детей. 1.3 Положение является основополагающим документом для организации и проведения педагогической диагностики, руководством для соблюдения условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей. 1.4 Система оценки индивидуального развития детей, представленная в положении, служит информационным обеспечением образовательной деятельности ДОО и связана со всеми функциями управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии педагогического процесса в любой (контрольный) момент времени. 1.5 Положение описывает специфику процесса организации, процедур, методов и критериев оценки результатов по пяти областям ОП ДО, организуемых с целью оценки эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования. 1.6 Положение содержит научно и эмперически обоснованные критерии, соответствующие им показатели, с помощью которых можно установить степень достижения запланированных результатов ОП ДО. 1.7 Положение распространяется на всех работников ДОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе работающих по совместительству. 1.8 Срок действия положения – до принятия нового. 1.9 Положение принимается на педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и утверждается руководителем ДОО. 2. Цель и задачи системы оценки индивидуального развития детей 2.1 Оценка индивидуального развития детей осуществляется в двух формах диагностики – педагогической и психологической. 2.2 Оценка индивидуального развития детей является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. 2.3 Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. 2.4 Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач: ▪ Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его индивидуальной траектории или необходимой профессиональной коррекции особенностей его развития); ▪ Оптимизация работы с группой воспитанников. 2.5 Цель психологической диагностики – выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей детей. Такая оценка проводится квалифицированным специалистом (педагогом-психологом). Участие ребенка в данной оценке допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 2.6 Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 3. Принципы системы оценки индивидуального развития детей 3.1 Положение основывается на идеях развивающего обучения, принципах деятельностного подхода к развитию ребенка. 3.2 Создание условий для полноценного проживания ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 3.3 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 4. Требования к системе оценки индивидуального развития детей. 4.1 Требования ФГОС ДО к результатам освоения ОПДО представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения ООП ДО в виде целевых ориентиров. 4.2 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. 4.3 Освоение ОПДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций воспитанников. 5. Организация проведения оценки индивидуального развития детей 5.1 Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) осуществляется в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты развития детей, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: ▪ Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия решений, разрешение конфликтов, лидерства и пр.); ▪ Игровой деятельности; ▪ Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности); ▪ Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность); ▪ Художественной деятельности; ▪ Физического развития. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои наблюдения. 5.2 Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в ДОО (с 7:00ч. до 19:00ч., исключая время, отведенное на сон). 5.3 Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) организуется педагогическими работникам и во всех возрастных группах два раза в год – в начале и в конце учебного года (октябрь, апрель). В адаптационных группах оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) проводится в конце учебного года. Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) в начале учебного года помогает выявить наличный уровень деятельности, а в конце учебного года – наличие динамики ее развития. 5.4 Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) осуществляется по трем видам маркеровки: - «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); - «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); - «нет» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). 5.5 Данные педагогической диагностики обрабатываются, анализируются и заносятся в карту развития, которая разработана в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в ФГОС ДО. 5.6 Результаты педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) предоставляется воспитателями всех возрастных групп и специалистами ДОУ заместителю заведующего по ВМР. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. 5.7 При необходимости используется оценка индивидуального развития (психологическая диагностика). Оценка индивидуального развития (психологическая диагностика) включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных. Психологическая диагностика осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. 5.8 Обсуждение детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам происходит в начале каждого учебного года на специально организованных совещаниях по каждой группе отдельно. Участниками обсуждения являются педагоги данной группы, педагоги-специалисты, заместитель заведующего по ВМР, заведующий ДОО. Информация, на педагогическом совете, предоставляется в виде аналитических справок, составленных по картам наблюдений детского развития, которые хранятся в методическом кабинете в соответствии с номенклатурными требованиями. 5.9 Данные, полученные в результате оценки индивидуального развития, являются профессиональными материалами педагога. 6. Ответственность при проведении оценка индивидуального развития 6.1 Педагогические работники несут ответственность: ▪ За достоверность излагаемых фактов, предоставляемых в справках по итогам оценки индивидуального развития детей; ▪ За неправильное применение требований положения; ▪ За несвоевременное осуществление педагогической (психологической) диагностики; ▪ За отсутствие соответствующей документации по результатам диагностики, за небрежное ее ведение; ▪ За отсутствие контроля проведения диагностик и ведения соответствующей документации (старший воспитатель). 7. Контроль осуществления оценки индивидуального развития детей 7.1 Контроль проведения оценки индивидуального развития детей осуществляется заведующим и заместителем заведующего по ВМР посредством всех форм контроля. 8. Делопроизводство 8.1 Инструментарий для педагогической диагностики – карты индивидуального развития детей и хранятся у педагогов. 8.2 Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития детей каждой группы систематизируются, анализируются и хранятся у педагогов. 8.3 Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития детей в целом по детскому саду оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете. 8.4 Отчеты по итогам проведения оценки индивидуального развития детей могут быть рассмотрены на заседаниях педагогического совета.