Дополнительная программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Чиполлино» муниципального образования
г. Саяногорск

Рассмотрена:
экспертным советом
(протокол от 30.08.2024 № 1 )

Утверждена:
Заведующим МБДОУ детский сад
№ 4 «Чиполлино»
______________О.С. Хромова
(приказ от 02.09.2024 № 217 )

Принята:
педагогическим советом
(протокол от 30.08.2024 №1 )

Программа
дополнительного образования МБДОУ
детский сад № 4 «Чиполлино»
для детей 4-7 лет

Саяногорск, 2024г.
1

Содержание
1. Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи Программы

3

1.3. Возрастные особенности детей

9

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

9

2. Содержательный раздел

10

2.1. Формы организации образовательной деятельности, количество и
продолжительность кружковой деятельности

10

2.2. Механизм реализации Программы

12

2.3. Взаимодействие с родительской общественностью и социальным
партнерами

15

3. Организационный раздел

16

3.1. Материально-техническое обеспечение

17

Список литературы

18

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования дошкольников 4-7 лет (далее Программа) разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 г. №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 «Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2)».
Программа дополнительного образования направлена на удовлетворение
потребностей участников образовательного процесса в развитии их
индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и
творчеству.
В 2022-2023 учебном году реализуются дополнительные общеразвивающие
программы по следующим направленностям:
- художественная;
- физкультурно-спортивная;
- социально-гуманитарная;
- естественнонаучная;
- туристско-краеведческая;
- техническая.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию
дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать
3. Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей
воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом развитии и
физическом совершенствовании.
4. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье, а также организовывать свободное время воспитанников.
5. Создать условия для адаптации воспитанников к жизни в обществе.
6. Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся
способности.
7. Создать условия для личностного развития
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Возрастные психофизические особенности детей от 4 до 5 лет
(средняя группа)
3

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают
отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые
действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок
становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека
характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее
деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами,
наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей.
Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также
планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в
этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие,
перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более
развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или
иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых
форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы
предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры,
как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу
на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать
простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается
предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут
сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им
трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить
мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж.
Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить
три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких
кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше.
Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же
— больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности,
как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать
небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в
памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
4

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса
животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес
вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за
пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в
процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она
вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой
возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью,
которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные
партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются
конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с
другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные
достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением
ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;
конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия,
развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной
позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации;
формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением
обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим
развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные психофизические особенности детей от 5 до 6 лет
(старшая группа)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно
взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от
ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать
подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли
становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении
ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого
поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором
выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал
ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей
в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
5

рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам.
Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения,
передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный
характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека
становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно
судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от
имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца.
Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу
и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа
конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его
различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу
(ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не
только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10
различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся
правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие
стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о
цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об
увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться
6

обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном
возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,
например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного
опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление,
воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастные психофизические особенности детей от 6 до 7 лет
(подготовительная группа)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые
жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь,
трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в
зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как
покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли
акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя
7

автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если
логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять
на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут
комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и
девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п.
Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают
конструирование из строительного материала. Они свободно владеют
обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только
анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и
определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными
предметами.
Свободные
постройки
становятся
симметричными
и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно
точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться
постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны
выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному
замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать.
Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их
пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на
листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на
одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между
точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не
совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
8

старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей
отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей
развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его
основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы:
Социально-гуманитарная направленность:
 усвоение норм и ценностей принятых в обществе;
 развитие общение и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
 развитие социального, эмоционального интеллекта;
 формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
 формирование основ нравственно – патриотических чувств;
 воспитание толерантности;
 коррекция нарушений речевого развития;
 использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.
Естественнонаучная направленность:
 развитие любознательности и познавательной мотивации;
 развитие познавательно-исследовательской деятельности;
 ознакомление с миром природы;
 формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей,
о мире природы.

Художественная направленность:
 развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства;
 становления эстетического отношения к окружающему миру;
 развитие творческих способностей детей;
 развитие литературных способностей;
 реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физкультурно-спортивная направленность:
 развитие физических качеств;
 сохранение и укрепление здоровья детей;
 формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
9

 формирование начальных представлений и становления ценности здорового
образа жизни;
 удовлетворение потребностей в двигательной активности.
Туристско-краеведческая направленность:
 формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве;
 формирование представлений о ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках.
Способы оценки достижения планируемых результатов
В соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением
понимания оценки качества дошкольного образования, ДОУ смещает акцент с
объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Реализация
Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей.
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной
деятельности
Мониторинг индивидуального
Анализ (оформление отчетов о
развития детей
реализации программ работы кружков за
год)
Содержание мониторинга педагоги (руководители кружков) определяют
самостоятельно в соответствии с поставленными задачами, показатели развития и
критерии их оценки фиксируются в дополнительной общеразвивающей программе.
2. Содержательный раздел
2.1. Формы организации образовательной деятельности, количество и
продолжительность кружковой деятельности
Организуя работу дополнительного образования, учитываем:
 интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секции;
 возрастные особенности детей;
 особенности
психофизического
развития
и
состояния
здоровья
воспитанников, в том числе воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов;
 необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет
развиваться свободная, творческая личность;
 выстраивание содержания дополнительного образования на ведущем виде
деятельности – игре;
 нормы нагрузки на ребенка согласно возрасту.
Режим проведения образовательной деятельности по дополнительному
образованию (студии, кружки, секции и т.п.):
 - для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не
более 20 минут;
 - для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не
более 25 минут;
 - для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не
более 30 минут.
10

Основной формой организации дополнительного образования является
кружок (студия). Кружки различной направленности формируются по интересам
детей.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Индивидуально в группе
детей

Ансамбль, команда,
Работа по подгруппам
оркестр
Типы проведения занятий
Комбинированные, практические, экспериментальные, исследовательские,
репетиционные, тренировочные, игровые.
Методы обучения на занятии
Словесные
Наглядные
Практические
Разговор, беседа,
Показ видеоматериалов, показ
Игры, упражнения,
объяснение
приемов исполнения, наблюдение,
опыты, эксперименты
работа по образцу
Методы, в основе которых лежит деятельность детей
Объяснительноиллюстративные

Репродуктивные

Частичнопоисковые

Дети усваивают
готовую
информацию

Исследовательские

Дети
Дети участвуют в
Дети овладевают
воспроизводят
коллективном поиске методами научного
полученные знания
решения
познания,
и освоенные
поставленной задачи
самостоятельной
способы
совместно с
творческой работы
деятельности
педагогом
Формы проведения занятий
акция
игра
наблюдение
беседа
проекты
посиделки
вернисаж
деловая игра
походы
викторина
игра-путешествие
праздники
встреча с интересными
сюжетно-ролевая игра
репетиция
людьми
концерт
соревнования
выставка
КВН
спектакли
галерея
конкурс
фестиваль
гостиная
эксперименты
шоу
обсуждение
занятие
ярмарка
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом
является их совместная деятельность, которая с позиций личностноориентированного взаимодействия не может не быть партнёрской. В совместной
деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её
организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной
перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и
открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с
детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт
равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных
наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др.
Название кружка, цель, задачи, содержание, перспективный план, виды и
формы организации деятельности, критерии оценки индивидуального развития
детей, список используемой литературы, возрастной состав детей педагоги
11

разрабатывают и определяют самостоятельно, согласно цели и задач, направлений
дополнительного
образования
(фиксируется
в
дополнительной
общеобразовательной программе руководителя кружка).
Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей –
инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным
программам осуществляется с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Занятия для данной категории детей, могут быть организованы как совместно
с другими воспитанниками, так и в отдельных группах, а также и индивидуально.
2.2. Механизм реализации Программы
Реализация Программы дополнительного образования осуществляется по
следующим направленностям:
Художественная направленность
Цель: формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей
действительности.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников эмоциональную восприимчивость и
эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения,
красоту окружающего мира, произведений искусства.
2. Совершенствовать умения и навыки детей в изобразительной
деятельности (рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве).
3. Развивать у детей интерес к конструктивно-модельной деятельности.
4. Развивать у дошкольников музыкальные способности, формировать
песенный музыкальный вкус.
5. Способствовать развитию литературных способностей.
6. Развивать детское музыкально-танцевальное творчество.
Форма
образовательной
деятельности

Методы и
приемы
организации
педагогического
процесса

Используемый
дидактический
материал

Выставки,
вернисажи,
художественная
галерея, творческая
мастерская,
праздник, концерт,
спектакль,
ярмарка,
посиделки,
фестивали, шоу;
издание газеты о
жизни детей в ДОО

Наблюдение,
беседа, показ
способов
исполнения,
упражнения

Иллюстрации,
декоративные изделия,
народные
игрушки
изобразительный
материал,
бросовый
материал, природный
материал, различные
виды
конструктора,
различные
виды
театров, канцелярские
товары

Техническая
оснащенность

Музыкальный
зал,
музыкальные
инструменты,
помещение
группы,
технические
средства
обучения ,

Физкультурно-спортивная направленность
12

Форма
подведени
я итогов

Творчески
й
отчет,
выставка
изобразит
ельного
творчеств
а

Цель: удовлетворение потребности детей в двигательной активности; создание
условий для сохранения и укрепления здоровья; развитие интереса к игровым
видам спорта.
Задачи:
1. Совершенствовать умения и навыки детей в основных видах движений.
2. Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений.
3. Развивать у детей интерес к участию в спортивных играх.
4. Развивать у дошкольников инициативу, самостоятельность, и творчество в
двигательной активности.
Формы
образовательной
деятельности

Методы и
приемы
организации
педагогического
процесса

Используемый
дидактический
материал

Техническая
оснащенность

Игра, играпутешествие,
тренировка,
репетиция,
соревнования

Показ способов
исполнения,
объяснение,
упражнения

Спортивные
снаряды,
атрибуты к
играм,
нетрадиционное
физ.
оборудование

Музыкальный
зал,
физкультурный
зал, спортивное
оборудование,
технические
средства
обучения

Форма
подведения
итогов

Творческий
отчет,
показательны
е
выступления

Социально-гуманитарная направленность
Цель: усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, повышение
социальной компетентности; патриотическое и гражданское воспитание.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников социальный и эмоциональный интеллект,
эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, уважительного
отношения к окружающим.
2. Формировать у детей гендерную, семейную принадлежность.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других
людей.
4. Формировать у детей первичные представления о безопасном поведении в
быту, социуме, природе.
5. Развивать навыки самопознания, саморегуляции.
6. Формировать навыки межличностной коммуникации.
7. Воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.
Форма
Методы и приемы Используемый
образовательно
организации
дидактический
й деятельности педагогического материал
процесса

Встреча с
интересными
людьми,
общение,

Наблюдение,
беседа, игра

Иллюстрации,
плакаты, видео
фильмы,
презентации,
13

Техническая
оснащенность

Форма
подведения
итогов

Музыкальный
Фотоотчет
зал, помещение
группы,
технические

сюжетноролевые игры,
деловые игры,
конкурсы,
экскурсии

худ, литература

средства
обучения

Туристско-краеведческая направленность
Цель: развитие представлений об окружающем.
Задачи:
1. Формировать систему экологических представлений.
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Форма занятий
Методы и приемы
(образовательных
организации
событий)
педагогического
процесса

Экскурсии,
КВН, игры,
наблюдения

Наблюдение,
беседа, чтение

Используемый
дидактический
материал

Детская
художественная
литература

Техническая
оснащенность

Форма
подведения
итогов

Музыкальный
Фотоотчёт
зал, помещение
группы,
технические
средства
обучения,
атрибуты
к
спектаклям

Естественнонаучная направленность
Цель: развитие интересов детей, любознательности, познавательной
мотивации.
Задачи:
1. Формировать у детей представления об основных свойствах и отношениях
объектов окружающего мира.
2. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
3. Развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи
между миром природы и предметным миром.
Форма
Методы и приемы
образовательной
организации
деятельности
педагогического
процесса

Опыты
и Наблюдение,
эксперименты, беседа,
экскурсии
в упражнения
природу,
викторины,
КВН,
наблюдения

Используемый
дидактический
материал

Набор
юного
исследователя,
видеофильмы,
презентации,
плакаты, альбомы,
детские
энциклопедии,
дидактические
игры
14

Техническая
оснащенность

Форма
подведения
итогов

Помещение
Фотоотчет
группы,
технические
средства
обучения,
пособия
для
организации
опытов
и
экспериментов

Взаимодействие с родительской общественностью и социальными
партнерами
В настоящее время, важным является реализация принципа открытости
детского сада для родителей и социума. Этот принцип предполагает, что родители
могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них
время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения
воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы детского сада.
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент ставится на
воспитание субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной
компетентности. В этом контексте задача ДОО сводится не к замещению семьи, а к
обогащению её теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической
системе дошкольного образования.
Формы взаимодействия ДОО с семьёй в рамках организации дополнительного
образования:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- пребывание родителей в ДОО во время образовательного процесса; участие
в мероприятиях, которые позволят родителям ближе познакомиться со спецификой
дополнительного образования;
- совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию
ребенка.
Открытые мероприятия с детьми в ДОО для родителей
Педагог, при организации образовательного события, может включить в него
элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах
или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю).
Педагогические ситуации
Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи
ситуаций и при участии семей воспитанников.
Педагогические беседы с родителями
Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении
элементов дискуссии и проблематизации).
Тематические консультации (исходя из запросов родителей).
Собрание, круглый стол с родителями
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет
следующие функции:
- воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия
в воспитательно-образовательном процессе;
-просветительская - совместный поиск психолого-педагогических методов
эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и
умений;
- коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными
впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
- охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и
безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Ведущими методами организации взаимодействия:
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений,
взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых;
2.3.

15

-методы организации деятельности и формирование общественного
поведения:
общественное
мнение,
поручение,
упражнение,
создание
воспитывающих ситуаций;
-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование,
поощрение, благодарность, одобрение;
-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ
результатов деятельности.
Использование активизирующих методов и приемов:
- метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую
грамотность родителей;
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенокпедагог-родитель»;
- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и
педагогом совместных действий, заданий;
- метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные
точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение
проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье,
обществе.
ДОО является открытой социальной структурой, направленной на активное
взаимодействие с другими социальными структурами муниципального образования
г. Саяногорск. Развитие социальных связей с различными учреждениями дает
дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка.
Организация
МБОУ школа № 1
г. Саяногорск
ОГИБДД ОМВД России
по г. Саяногорску
Городской
краеведческий музей
Центр
детского
творчества

Содержание деятельности
Совместные мероприятия, взаимопосещения, конкурсы
и др.
Участие в работе кружков по формированию у детей
навыков безопасного поведения пешехода и пассажира
Организация выставок, конкурсов, экскурсий, мастерклассов для детей
Посещение концертов, театральных постановок,
участие в конкурсах

3. Организационный раздел
Группы детей для участия в кружковой работе формируются педагогами
(руководителями кружков) с предоставлением ребёнку и родителям права свободного
выбора деятельности (кружка) из предложенных.
Состав объединений (кружков) комплектуется в сентябре. Наполняемость
кружков зависит от особенностей детей, целей, задач и специфики предстоящей
деятельности (может составлять от 7 до 15 человек). В кружках, которые посещают
дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, количество детей
может быть снижено.
По возрастному составу кружки формируются преимущественно как
одновозрастные группы, однако могут быть сформированы и разновозрастные
коллективы.
16

Образовательный процесс с детьми организуется преимущественно во второй
половине дня, 1 раз в неделю.
Совместная дополнительная образовательная деятельность, осуществляемая в
процессе организации различных видов детской деятельности (игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения), не проводится за счет времени, отведенного
на прогулку и дневной сон.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ позволяет
строить организованную образовательную деятельность с учётом индивидуальных
склонностей и предпочтений ребёнка, предоставляя возможность самореализации
каждому воспитаннику.
Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы
решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в
зависимости от возможностей и способностей детей, их интересов и желаний,
времени года и других факторов.
Календарно-тематический план работы каждого кружка является примерным,
поскольку содержание образования определяется индивидуальными склонностями
детей, их интересами, особенностями развития и конкретной ситуацией в группе и
в ДОО. Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и
актуальные потребности, поэтому могут формировать содержание обучения по
ходу образовательной деятельности, внося коррективы в перспективный
календарно-тематический план работы на год. Последовательность тем может
определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач развития детей зависит
от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или
группы детей.
3.1. Материально-техническое обеспечение
В соответствии с ФГОС ДО среда является важным фактором воспитания и
развития ребенка. С целью создания благоприятного морально-психологического
климата в группе для каждого воспитанника, в том числе детей с ограниченными
возможностями в здоровье и детей – инвалидов и реализации образовательного
потенциала, создана предметно-пространственная развивающая среда:
Средства
Перечень
-мультимедиа, проекторный экран
-музыкальный центр
-акустическая система
Технические
-микрофон
- синтезатор
- телевизор
-художественная литература
-плакаты
Учебно-наглядные
-наборы наглядно-демонстрационного материала
пособия
-фотоматериалы, иллюстрации
- дидактические игры и методические пособия

17

-музыкальные инструменты, игрушки
- традиционные, нетрадиционные материалы для
Оборудование для
творчества
организованной
- природные материалы
образовательной
- разного вида бумага
деятельности
- степ – платформы
- оборудование сенсорной комнаты
Список литературы:
1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у
дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
2. Подольская Е.И. Оздоровительная гимнастика, игровые комплексы. - Волгоград:
Учитель, 2013.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. — М.: МозаикаСинтез, 2008.
4. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг. – М.: ТЦ
Сфера, 2012.
5. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество
дошкольников в детском саду «Игровые ситуации, игры, этюды». - СПб.: ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2012.
6. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.:
Мозаика-Синтез, 2011.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. - М.: МозаикаСинтез, 2012.
8. Волошина Л.Н., Исаенко Ю.М., Курилова Т.В. Обучение игровой деятельности в
разновозрастной группе. – Волгоград: Учитель, 2012.
9. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. – М.:
Школьная пресса, 2012.
10. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет
«Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. – Волгоград: Учитель, 2014.
11. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в
дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
12. Микляева Н.В. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
13. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2013.
14. Микляева Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2013.
15. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
16. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.:
Просвещение, 1984.
17. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:
Просвещение, 1985.
18. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. –
М.: ТЦ Сфера, 2013.
18

19. Ефанова З.А. Познание предметного мира: комплексные занятия (средняя группа).
– Волгоград: Учитель, 2013.
20. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной
действительности. — Самара, 1997.
21. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
22. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. –
М.:Школьная пресса, 2012.
23. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение,
1982.
24. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.:
Мозаика – Синтез, 2013.
25. Николаева С.Н. Юный эколог (система работы в подготовительной к школе группе
детского сада). – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
26. Николаева С.Н. Юный эколог (система работы в средней группе детского сада). –
М.: Мозаика – Синтез, 2010.
27. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. – М.: Академия, 2000.
28. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: МозаикаСинтез, 2006.
29. Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая
разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009.
30. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
31. Филиппова Ю.В. Общение. Дети от рождения до 5 лет. – Ярославль: Академия
развития, Академия Холдинг, 2001.
32. Курцева З.И. «Ты – словечко я – словечко…». Методические рекомендации для
воспитателей и родителей по дошкольной риторике общения. – М.: Баласс, 2012.
33. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:
методическое пособие для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
34. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.:
Просвещение, 1991.
35. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и
конструированию. – М.: Просвещение, 1991.
36. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1981.
37. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. — М.: МозаикаСинтез, 2010.
38. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Цветной мир, 2013.
39. Микляева Н.В. Интеграция образовательного процесса на основе художественноэстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
40. Микляева Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ
Сфера, 2013.
41. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного
образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.Э. Дорофеевой. – М.:
Мозаика-Синтез, 2014.
19

42. Жук С.М. Оригами. 150 моделей. Животные. Птицы. Цветы. – М.: АСТ: Астрель:
Полиграфиздат, 2012.
43. Зайцева А.А., Дубасова А.А. Папье-маше: коллекция оригинальных идей. – М.:
Эксмо, 2010.
44. Зайцева А.А., Дубасова А.А. Фитоживопись: уроки росписи цветочными
лепестками. – М.: Эксмо, 2011.
45. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Конспекты интегрированных занятий по
ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Средняя группа: нагляднометодическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.:
Детство-Пресс, 2011.
46. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Конспекты интегрированных занятий по
ознакомлению дошкольников с основами цветоведения. Старшая группа: нагляднометодическое пособие для практических работников ДОУ и родителей. – СПб.:
Детство-Пресс, 2013.
47. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к
школе группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
48. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
49. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
50. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей
детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
51. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: подготовительная к
школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
52. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Младшая группа. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
53. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: КарапузДидактика, 2008.
54. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий,
методические рекомендации. Старшая группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
55. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.:
Просвещение, 1989.
56. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации. – М.: Гном-Пресс, 1999.
57. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. – М.: Сфера, 2009.
58. Радынова О.П. Природа и музыка. – М.: Сфера, 2009.
59. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: МозаикаСинтез, 2009
60. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия
развития, Академия Холдинг, 2001.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».